Трудности перехода
Основанное на работе с личным архивом
размышление о переходных этапах в жизни человека.
Трудности перехода
Основанное на работе с личным архивом
размышление о переходных этапах в жизни человека.
В моем личном архиве за время передвижений и смены локаций последних нескольких лет накопилось множество фотографий. В основном это случайные снимки, которые я делала мимоходом, интуитивно улавливая в себе желание зафиксировать свое пребывание в новом месте. Чаще всего я делала эти снимки на телефон, стоя у окна или сидя на подоконнике, наблюдая через стекло за тем, что происходит снаружи. В один из вечеров, просматривая свой архив, я обнаружила, что на моих фотографиях часто встречаются два мотива - окна и засохшие ветви деревьев, снятые зимой. Несмотря на случайный характер изображений, их частое повторение вызвало во мне интерес поразмышлять о скрытом значении этих визуальных образов.

Первый мотив - окно. Прежде всего, это архитектурный элемент, который выполняет в повседневной жизни ряд важных функций. Окно защищает нас от воздействий внешнего мира, от непогоды или шума, пропускает в наши места обитания солнечный свет и свежий воздух, обеспечивает нам удобный и безопасный способ наблюдения за внешним миром. Окно существует как своеобразная граница — критический момент, когда мы, наблюдая с безопасного расстояния за происходящим снаружи, размышляем, стоит ли выходить во внешний мир, вступать в контакт с неизвестным, исследовать новые возможности, сталкиваться с мнениями и убеждениями отличными от наших.

Окно символически разделяет пространство-время, в котором мы существуем, на три зоны. Первая - размещается внутри перед окном - это безопасная область переработанного и понятного прошлого опыта. Вторая - размещается непосредственно перед окном, на границе между внутренним и внешним - это сфера настоящего, позволяющая нам наблюдать как наш прошлый опыт, так и непредсказуемый мир снаружи. Третья - пространство по другую сторону окна - представляет собой сложно прогнозируемый мир будущих решений и взаимодействий.

Окно - это транзитный участок между прошлым и будущим, находясь в котором появляется возможность остановиться, подумать и принять решение о возможном выходе из безопасных пределов известного в бескрайние просторы непредсказуемого. Пространство, заключенное внутри помещения, отгороженное от внешнего мира окном, олицетворяет сознательное, автоматическое, знакомое — поле безопасности и понимания. Мир за окном, напротив, остается областью бессознательного, неизведанного, нового, тревожного и небезопасного.

Согласно этой классификации, внутри безопасного пространства перед окном размещается усвоенный и понятный для нас прошлый опыт, который для меня связан с изображением засохших ветвей деревьев на заснеженной земле. Ветви - это части дерева с мощной корневой системой, но в моих ветвях уже нет жизни, более того, они уже не принадлежат дереву и не являются его частью. Полученные от семьи и близкого окружения убеждения и установки, которые в период взросления человек воспринимает как абсолютные истины, со временем пересматриваются, и часть из них подобно ветвям стареют и высыхают, становясь просто частью жизненного опыта. Снег и сугробы напоминают мне о холодных зимах в центральной части России и в целом о месте, где я выросла. Поэтому изображения засохших ветвей на снегу связаны с пространством территориальным и пространством социальным, существующих в моем прошлом опыте.

Пересекая ряд транзитных зон нашей жизни и наблюдая течение времени сквозь разные окна - символические порталы, мы совершаем большое количество переходов через разные пространства и состояния. В эти моменты мы принимаем решения. Отказываемся от убеждений, которые уже не работают, оставляя их покоиться во внутреннем заснеженном пространстве нашей личной истории. Вместе с тем мы формируем новые взгляды, которые становятся молодыми побегами в сознании, определяя траекторию движения нашей жизни в будущем.

Подобные размышления навели меня на идею совместить оба типа изображений, используя прием двойной экспозиции. Этот метод помогает мне решить несколько задач. Визуализировать мои размышления о влиянии культурной среды и социальных структур на формирование взглядов человека и его идентичности. Отразить идею схождения в одной точке нескольких временных измерений существования личности - “я”, пребывающее в настоящем, “я”, сформированное прошлым опытом, “я”, наблюдающее за непредсказуемым будущим через границу, образованную окном. Вместе с тем появляется возможность отстранённого наблюдения за многомерной структурой бытия, в которой время и различные жизненные этапы накладываются друг на друга, переплетаясь со множеством пространств, внутренними ландшафтами и полученным опытом.
Made on
Tilda